Иерархия духов добра.   

        Иерархия (от греч. hieros - священный + arche – власть) - расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
        Во времена первых веков христианства и вплоть до позднего Средневековья, христианские теологи разработали множество схем ангельских иерархий, выделяя при этом несколько уровней, или ангельских хоров. Все эти схемы в той или иной степени основаны на Ветхом и Новом Заветах.
        В конце концов методом сравнительного анализа Ветхого и Нового Заветов, в том числе этимологического и семантического разбора, христианские богословы приняли ангельскую иерархию бесплотных духовных разумных существ, разработанную Псевдо-Дионисием Ареопагитом (5 или нач. 6 в.). Все они - бесполые невидимые духи, бессмертные со дня их творения. И тем не менее ангелы и серафимы - женщины, херувимы - мужчины или дети.
        Первая триада (близость к Богу):
        1 чин - серафим (греч. seraphim < др.-евр. seraphim - огненные, пламенеющие < корень srp в значении гореть, сжигать, обжигать). Существо с шестью крыльями - "двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал".
        2 чин - херувим (др.слав. херовимъ < др.-евр. kerubim - херувимы < kerub - херувим). Стражи, охраняющие древо жизни. У каждого два лица - человеческое и львиное.
        3 чин - престоли. Некое седалище бога - носят Бога и раболепно выполняют Его повеления.
        Вторая триада (божественная основа мироздания и мировладычества):
        4 чин - господство. Нечто нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному.
        5 чин - сила. Некое могущественное и необоримое мужество, стремящееся к Богоподражанию.
        6 чин - власть. Космический дух, воплощает принцип непогрешимости и иерархической стройности в послушании без употребления во зло авторитета.
        Третья триада (близость к человеку):
        7 чин - начало. Один из двух пределов (начало и конец), между коими заключено бытие, вещественное либо духовное. Началам поручено управлять Вселенной и стихиями природы
        8 чин - архангел = ангелоначальник. Общеизвестны имена трех - Михаил, Рафаил, Гавриил, в апокрифах встречаются - Варахиил, Иегудиил, Йеремиил, Салафиил, Уриил.
        9 ангельский чин - ангел. Вестники, бестелесные помощники Бога, имеют вид человека, "только с крыльями и одеты в белые одежды, творил их Бог из камня". Добрые и злые ангелы, посланцы Бога или дьявола, могут быть обычными людьми, пророками, вдохновляющими на благие свершения сверхъестественными носителями всякого рода вестей или наставниками и даже безличными силами. Многие другие явления, как вдохновение, внезапные побуждения, провидения, также приписываются ангелам.
        Для Псевдо-Дионисия архангел Михаил является "ангелом"; Семь Ангелов с золотыми чашами, наполненными гневом Бога (Откр.15:1); Ангел Бездны Аваддон с цепью и ключом от бездны (Откр.9:1, 11; 20:1); Семь Ангелов с трубами (Откр.8:6).
        В IX веке аббат Хилдуин из Сен-Дени привез из Византии рукописи "Ареопагитик", а Иоанн Скот Эриугена перевел их на латинский язык. С XIV века сборник получил распространение в России.
        "Ареопагитики" (от греч. Areios pagos - Ареев холм; холм Арея в Афинах, где заседал суд с тем же названием) - сборник, включающий трактаты "О божественных именах", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "Таинственное богословие" и десять писем, на догматические темы, приписанных священномученику Дионисию Ареопагиту.

        Иерархия духов зла.   

        "Нет любви без любящего, т.е. личности, которая любит, так не может быть и ненависти без того, кто ненавидит. Если высшая тайна добра заключена в личности, в Боге, то и высшая тайна зла должна также иметь личный характер. Носителем темной, иррациональной силы зла должна быть личность или личности. Должен существовать личностный мир тех, кто выбрал ненависть к Богу, к свету, кто выбрал быть против Бога и против добра" [ПКБ].
        Окончательный вариант иерархии (чинов) демонов разработал голландский врач Иоганн Вейер (Johann Weyer, 1515-1585), опубликовавший труд "Псевдомонархия демонов" (1563), который содержал перечень и описание легионов Сатаны. По ней демонология представляла 9 чинов демонов. В 1567 книга переведена на франц., в 1584 частично на англ. По ней демонология представляла 9 чинов демонов:
        1) Псевдобоги – демоны, принявшие божественное величие под предводительством Вельзевула.
        2) Духи лжи – те, кто вошли в уста пророков. Как правило, дурачили людей предсказаниями и имели связь с оракулами. Их князь Пифон.
        3) Сосуд беззаконий – демоны изобретатели. В трудах Платона упоминается злой дух Тевт, который открыл людям азартные игры и научил играть в кости. Их князь Велиал.
        4) Каратели злодеяний – мстительные и воинствующие демоны под предводительством Асмодея.
        5) Обманщики – духи, творящие лжечудеса и дурачащие народ. Ими повелевает сам Сатана.
        6) "Воздушные власти" - демоны, по воздуху приносящие в государства новые страшные болезни, управляющие стихиями. Их князь  Мерезин.
        7) Фурии – провокаторы скандалов, разрушений и войн. Их князь Авадон (Абаддон).
        8) Клеветники и обвинители – хорошо владея риторикой, доводят людей до неистового отчаяния. Их князь Астарот.
        9) Искусители – их действие направлено на определенных людей. Особенно любят монахинь и ведут их к блуду с Сатаной. Их князь Маммона.